Балинтовские группы




Балинтовские группы – это практика навыков понимания пациентов и общения с ними. Используя этот подход, специалист может обнаружить, проанализировать и выявить основу неясных ситуаций и психологические источники проблем, возникающих в межличностных отношениях

Балинтовские группы – это способ познакомиться с людьми, которые хотят научиться лучше помогать другим, и это безопасный способ делиться знаниями и опытом. Это один из лучших, методов обучения межличностному общению, особенно в терапевтическом взаимодействии

Балинтовская групповая работа ведется в особой атмосфере доверия и тепла

Рассказчик истории (референт) и его история

Рассказывание истории одним из участников - референтом – это значительный и важный элемент в работе группы. Когда лидер просит участника группы рассказать о терапевтических отношениях, ожидается, что он представит причины и обстоятельства визита пациента, его жалобы, социальный статус, внешний вид, окружающую среду, а также а также опишет коммуникацию с референтом. История также включает какую-либо проблемную терапевтическую встречу, которая могла оставить неприятный «осадок» в памяти терапевта.

Члены группы внимательно слушают референта, наблюдают. В конце истории члены группы могут задать вопросы для прояснения ситуации.

Вербализация чувств членов группы

Следующая стадия – рассмотреть эмоции и чувства, которые испытывали члены группы по мере того, как они слушали историю. Каждого участника просят обозначить их и обсудить, как они меняются в ходе истории. Такой навык, а также умение слушать и запоминать не так просто обрести, но они жизненно необходимы для получения успешного терапевтического результата.

Одна из целей Балинтовской группы – совершенствовать эти навыки на практике.

Объяснение проблемы в групповом процессе

Следующая задача – рассмотреть и проанализировать проблему в рамках отношений. Это включает поиск явных и скрытых причин для жалоб и симптомов пациента. Это исследование может выявить конфликты внутри среды, эмоциональные взаимодействия, внутренние конфликты, мотивации, спрятанные за эмоциями, а также значимые слова и поведение терапевта и пациента. Поведение и выражение чувств – это предметы для исследования, в то время как психологическое знание, опыт и эмпатия вместе с интуицией – это инструменты. Интуиция особенно важна, когда доступна лишь ограниченная информация.

Несмотря на противоречивые мнения, лидер не допускает в дискуссии оценочные суждения и критику. Каждое высазывание имеет ценность и может быть вдохновляющим для других участников. Мнения могут быть очень разнообразными и поясняющими по своей природе. Иногда анализ выявляет две или более альтернативных перспективы. Однако прояснение проблемы может помочь лишь в понимании части проблемы и может не предоставлять полное объяснение. Искусство ведения Балинтовской группы– это способность выбирать между тем, чтобы продолжить тему, инициировать другую или перейти на следующую стадию.

Отношения референта с его пациентом

Самыми важными отношениями считаются отношения между референтом и его пациентом или его семьей. Это важно, поскольку может значительно помочь терапевту во время психотерапии. Это также позволяет напрямую наблюдать за поведением и выражениями референта, а также за реакциями группы. Проблемы референта часто напрямую связаны с трудностями, возникшими в ходе терапии, и недостаточным ее успехом. Его проявление – это показатель того, что он чувствует, публично рассказывая историю, и, таким образом, он иллюстрирует свои эмоции. Его видимое поведение коррелирует с его душевным состоянием (чувствами, телесными ощущениями, мотивациями и намерениями) и аналогичным образом отражает состояние пациента. Этот феномен часто остается незамеченным терапевтом. На ход терапевтического процесса сильно влияют такие незамеченные душевные состояния, «присутствующие» в истории, вместе со значимыми событиями в жизни как терапевта, так и пациента. Даже опытный терапевт получает большую пользу, когда группа замечает такие «душевные состояния» и может дать им название.

Роль со-лидера

Со-лидер наблюдает за деятельностью группы и прогрессом в разъяснении проблемы. Он дополняет роль лидера, если он чувствует в этом необходимость, но он его не заменяет. Он может прокомментировать эмоции, видимые в группе, и может помочь лидеру соблюдать временные рамки в ходе сессий . Он может иногда брать слово по просьбе лидера или по своей собственной инициативе. Он уделяет больше внимания групповой динамике и лидеру, чем поиску объяснения рассматриваемой проблемы.

Завершение тренинговой сессии

Когда время сессии подходит к концу, лидер дает слово референту, который, рассказав историю, хранил молчание, а теперь он может рассказать, что он чувствовал на разных стадиях сессии и какую пользу он извлек.

Балинтовская группа часто отражает (в параллельном процессе) отношения терапевта-пациента, Это часто случается в ходе работы группы, и лидер комментирует это в конце сессии

Структура и деятельность Лидера Балинтовской группы

Балинтовские группы ведет человек, знакомый с характеристиками межличностных отношений и которому разрешено самостоятельно руководить группой. Лидер Балинтовских Групп несет ответственность за эту деятельность.

Ссылка на положение о Лидере БГ