Особенности работы





Основные принципы групповой работы Микаэла Балинта
Избегание оценки и интеллектуальной интерпретации. Одним из основных принципов работы в соответствии с Балинтовским методом является избегание оценки и интерпретации;
вместо них используется описание. Самый ценный компонент – это описание чувств, пережитых участниками. Предполагается, что каждый человек может реагировать по-разному на обсуждаемые проблемы; участникам также предоставляется право иметь свой собственный взгляд на обсуждаемую тему. Группа не обсуждает, кто прав или неправ.
Поощряется сообщение о впечатлениях, чувствах и фантазиях, и все принимают участие, делясь непосредственным переживанием в ответ на описанную ситуацию. Оценка, интерпретация и интеллектуальные рассмотрения не поощряются.

Добровольный характер, избегание давления. Важно предоставить каждому члену группы возможность высказаться, однако не производится давление, чтобы заставить каждого что-то сказать. Участники свободно выбирают, хотят ли они принять участие в дискуссии на определенную тему.

Идентификация с участниками определенных отношений. Участников поощряют идентифицировать себя с обеими сторонами обсуждаемых отношений, т.е. попытаться посмотреть на них с точки зрения терапевта, а также пациента. Чтобы достичь этого применяются определенные техники, т.е. «Будь на его месте и говори за него» или «Говори за него». Это усиливает развитие и практику эмпатии.

Использование групповой динамики. Наблюдение за работой группы, а также поведением каждого ее члена значительно обогащает анализ отношений во время сессии Балинтовской группы. Другими словами, наблюдение за групповой динамикой часто отражает сложности, возникающие на встречах в реальной жизни. Мониторинг за решающими моментами и специфическими сдвигами в этой динамике является ответственностью со-лидера, человека, содействующего тренеру.

Мониторинг за длительностью встречи. Встреча продолжается примерно два часа; для достижения наилучших результатов рекомендуется, чтобы группа имела регулярные встречи в течение длительного периода времени, например, в течение года или нескольких месяцев. Поскольку полный цикл действий, связанных с определенной затронутой темой, состоит из нескольких типичных стадий, лидер следит за началом и концом встреч.

Структурирование повестки дня на встрече. Лидер группы инициирует встречу и после этого участники кратко представляются. По просьбе лидера один из участников затем представляет случай сложной встречи с пациентом, описывая возникшие у него чувства и эмоции. Во время презентации пациента подчеркивается, что у членов группы должна быть возможность ясно визуализировать описанного пациента как реально живущего человека относительно их внешности и поведения.

Вслед за кратким представлением проблематичной ситуации начинается другая стадия групповой работы. Она включает обсуждение чувств, ассоциаций и фантазий, возникших в процессе слушания определенной истории. Можно сказать, что в большой степени эти фантазии в сочетании с эмоциями, возникающими в группе, отражают эмоциональный фон обсуждаемой ситуации. Самое важное, что с момента активации ассоциаций и чувств у членов группы (полученных из предоставленной информации), референту временно не разрешается активно участвовать в дискуссии. Эта ситуация продолжается до последней фазы анализа отношений, когда референта просят прокомментировать. Однако, его основная задача в том, чтобы наблюдать, слушать и делать выводы.

Другая стадия групповой работы, инициированная лидером, это временная идентификация с участниками обсуждаемой ситуации, другими словами «поставить себя на их место». Это означает идентификацию с пациентом и с экспертом, рассказывающим о проблеме. На этой стадии избегаются интеллектуальные интерпретации и оценки, но поощряются личные чувства, идеи и глубоко личностный тон. Выраженные ассоциации, фантазии и мнения дают участникам группы ценные инсайты и позволяют лучше понимать природу сложностей, переживаемых в обсуждаемой ситуации.

Следующая стадия – прояснение проблемы. На практике участники группы, и в частности референт, вырабатывают относительно ясное видение факторов, которые изначально осложняли его отношения с пациентом, а также их истинную природу. Также на этой стадии возможны некоторые гипотезы решения проблемы, однако предоставление готовых решений не является главной целью Балинтовской группы. Важнее развить чувствительность к определенным элементам происходящей ситуации и ее полное понимание.

На финальной стадии встречи референт, представивший проблему в начале сессии, дает обратную связь, за которой следуют некоторые ремарки лидера, который подводит итог и закрывает встречу.